Генератор на ВАЗ — устройство и принцип работы
В большинстве случаев генератор на ВАЗ устанавливается 372.3701 модели. Он представляет собой асинхронную трехфазную машину для производства электрического тока с электромагнитным возбуждением. Генератор на двигателях ВАЗ устанавливается с правой стороны, а в движение его приводит клиновой ремень, надетый на шкив коленчатого вала. В генераторе имеются специальные проушины, сквозь которые продевается болт и крепит его к кронштейну двигателя. К натяжной планке он крепится с помощью шпильки.
Но на ВАЗ возможна установка и других моделей генераторов в Твери например, 9412.3701, которые имеют некоторые конструктивные отличия — за заднюю крышку вынесен выпрямительный блок, а крыльчатка охлаждения генератора находится внутри него. Для того чтобы уменьшить износ щеток, контактные кольца изготавливаются меньшего диаметра. К выводу генератора «В+» присоединяется плюсовой провод аккумулятора.
Технические характеристики генераторов ВАЗ следующие:
- Номинальное напряжение — не более 14 В.
- Максимальная мощность тока отдачи при частоте вращения якоря в 500 оборотов в минуту и напряжении 13 В — 55-80 Ампер.
- Мощность — 770-1120 Вт.
- Масса — 4,4-4,9 килограмм.
Генератор на ВАЗ имеет основные составные части — статор, ротор, а также крышки, выполненные из алюминиевого сплава. Ротор генератора — это вал, имеющий рифленую поверхность, на которую напрессовываются стальные втулки и клювообразные полюсы, образующие вместе с втулкой ротора и валом сердечник электромагнита. У всех генераторов для автомобилей между полюсами на втулке помещается обмотка ротора(возбуждения)в пластмассовом каркасе. Ее выводы припаиваются к контактным кольцам, расположенным на пластмассовых втулках, находящихся на валу. На переднем конце вала крепятся крыльчатка охлаждения и шкив генератора. Крепление осуществляется с помощью шпонки. В крышках генератора установлены шариковые подшипники, на которых и вращается ротор. Причем, задний подшипник напрессовывается непосредственно на ротор, а передний устанавливается в крышке и удерживается там специальными шайбами, которые, в свою очередь, крепятся четырьмя болтами.
Статор генератора ВАЗ собирается из пластин, выполненных из электротехнической стали и имеющих толщину до одного миллиметра. На внутренней поверхности статора имеются пазы, куда укладывается трехфазная обмотка. Каждая обмотка состоит из шести катушек, соединенных последовательно. Несколько выводов обмоток соединяются в форме звезды, а остальные присоединяются к диодам выпрямительного блока.
Генератор на ВАЗ вырабатывает переменный ток, а для того, чтобы преобразовать его в постоянный, применяется специальный выпрямительный блок, состоящий из шести кремниевых диодов, расположенных в задней крышке и закрепленных с помощью болтов. Корпуса диодов запрессовываются в изолированные держатели (отдельно для отрицательных и положительных), которые соединяются в единый блок. Три диода имеют положительный знак, и другие три — отрицательный.
Рекомендуется вовремя проводить техническое обслуживание генераторов и стартеров. Регулятор напряжения, в котором находятся щетки, сделан как неразборный узел и с помощью двух винтов крепится к задней крышке. Он служит для поддержания оптимального напряжения в электросети автомобиля ВАЗ независимо от того, с какой скоростью вращается вал генератора. Как только включается зажигание, напряжение подводится к клемме «В» обмотки возбуждения через контрольный индикатор аккумуляторной батареи. После запуска двигателя притание на обмотку поступает от трех дополнительных диодов, которые имеются в выпрямительном блоке. При этом ток не идет через лампочку заряда, поэтому она и не горит.
Смотрите также: